Из рассылки Мастера Ананда Выпуск 2. Отличие неосаньясы Ошо от древней саньясы. «Когда появился ОШО, ОШО Раджниш или Бхагван Раджниш, Шри Раджниш, так его иногда называют по старому, его первоначальному имени, понятие саньясы резко изменилось. Сейчас существует на земле больше 2 миллионов, а может быть даже ещё больше саньясинов, у меня точных цифр нет. Это такие подсчёты из общих соображений, по количеству Ошо центров, о которых это я знаю. По количеству саньясинов, которые приезжают ежегодно в Ашрам в Пуне. Это в интернете есть. И по примерному количеству членов каждого Ошо центра, они колеблются в очень небольших пределах. Представляете, сейчас 2 миллиона или больше саньясинов Ошо Раджниша. Что это такое? Эта саньяса отличается от той древней саньясы, поэтому её Ошо назвал неосаньяса. Но когда он читал дискурсы, он редко использовал слово неосаньяса. Это обычно пишется в документах, например, в том же заявление на инициацию в саньясу и изменение имени, про которое вы хорошо знаете. Здесь есть несколько саньясинов, вы в своё время такое заявление на вступление в саньясу посылали в Пуну. Брали такое заявление в саньясу у меня и у других групп-лидеров? Брали. Вас инициировали. Пуна - это место, где находится Ашрам Ошо Раджниша. Так вот, эта саньяса сильно отличается от того, что было в древности. Почему? Потому что древние пути саньясы (примечание - смотрите прошлую рассылку) хоть и приводили иногда к успеху, но для большинства людей были не эффективны, или были в формой привязки или подавления. От привязок и подавления социальной жизни ученик бросался в таковые, но другой формы. Фактически, когда человек уходил в схиму и не лежал в привычной постели по ночам в своем доме, а из деревни в деревню перебирался на каждую ночь, то, прежде всего, ему приходилось подавлять свои нормальные обычные человеческие потребности, предпочтения и другие качества. Ради чего? Что возникало в результате? В результате возникало сильнейшее внутреннее напряжение, и это было замечено всеми учителями. И многие учителя говорили: «От того, что ты примешь саньясу, не зависит, получишь ли ты, например, просветление или путь в рай». То есть они хорошо понимали, что это ничего не гарантирует. Ошо нашёл способ, и отчасти он соответствует способу Иисуса Христа, как быть саньясином не уходя из мира. Иисус Христос говорил: «Научись быть в этом мире не от мира сего». То есть не уходи из мира. Не нужна никакая аскеза, не нужно никакое нищенство, продолжай жить той жизнью, которой ты живёшь, но найди в этом мире, в котором ты живёшь, то место, где ты не от мира сего. Это очень тонкая вещь, и сразу это не получается. И поэтому саньяса - это целая сумма, скажем, дополнительных соображений и идей, но вовсе не условий, которые, если саньясин желает выполнять, должен, прежде всего, исследовать в себе, потому что это всё качество самого человека. Это не выдумано, не взято откуда-то извне. Это не нечто такое божественное, что, надеваешь себе на голову, как корону. Это что-то другое. Это то, что в каждом человеке есть, поэтому каждый человек может принципиально стать саньясином. Но захочет ли? Вот в чём вопрос. В очень многих дискурсах ОШО говорил о саньясе. Дискурсы - это лекции, которые читал Ошо Раджниш в течение ряда лет своим саньясинам. Эти лекции и беседы Ошо проводил в самых разных условиях и в разных странах. Например, известны знаменитые беседы, которые он провел в Уругвае. Они опубликованы в книге «Путь мистика». Подобные беседы проходили в США, Греции и Индии. Когда заработал Ашрам в Индии в городе Пуна, Ошо до конца жизни проводил дискурсы в Будда Холле Ашрама. Это зал со стадион величиной, покрытый мрамором и накрытый великолепным шатром. Там по сей день проводятся стандартные динамические медитации, разработанные ОШО. В Будда Холле каждый вечер собиралось несколько тысяч саньясинов для бесед с учителем, мастером Ошо. Так вот, таких дискурсов, о том, что такое саньяса, было множество. И почти в каждой книжке, сборнике его дискурсов хоть что-нибудь про это есть. Но мне очень нравится, как Ошо именно вот в этой книге высказывался о саньясе. Почему? Видите, это «Кришна. Человек и его философия». Эти дискурсы посвящены одному из самых древних течений эзотерической мысли и практики в Индии – кришнаизму, и в частности лидеру этого течения – Кришне. Кришна отличался от всех остальных учителей потрясающей весёлостью, танцем и постоянным празднованием этой жизни. И нынешние кришнаиты, если вы видели, производят сначала странное впечатление: идут, подпрыгивают, поют, хохочут чего-то такое, по барабанчикам стучат, пищу весело предлагают, с улыбкой. Такое ощущение, что у них вообще никогда нет никакой печали, нет горя, живут они совершенно оторвано, так сказать, от всех наших забот, бед и прочее и прочее. Дело в том, что нынешние кришнаиты, конечно же, по большей своей части не являются саньясинами. Они избрали такой способ жизни, как убежище. А убежище сильно отличается от того, что можно назвать духовным сообществом. Истенная саньяса – это не спрятаться в убежище от жизни, а научиться быть счастливым в гуще этой жизни. К сожалению, в современном мире многие думают, что саньяса это убежище. Хорошо сбежать в какое-то якобы духовное сообщество от своих бед, от своих забот, от своих треволнений, проблем и там просто про это всё забыть. Это, фактически, сбежать от мира. И таких убежищ очень много. Существует большое количество эзотерических сообществ и сект в том числе, которые первое, что предоставляют новичку, – это убежище. Это подкупает. Сначала человек чувствует огромное облегчение, ему кажется, что он наконец нашёл то, что ему нужно, но потом его собственное человеческое всё равно взыграет. Всё равно оно проявится, всё равно с этим придётся иметь дело. То есть фактически, уйти из мира невозможно, даже тому отшельнику, который где-то в Гималаях сидит. Это иллюзия, потому что ещё Сенека говорил: «Бедный, Луций! Куда ты бежишь? Ведь везде ты будешь возить себя с собой». То есть этот отшельник всё равно будет себя передвигать, например, из деревни в деревню, нигде не живя больше одного дня. Всё равно проблема остаётся, просто она немножко смещается. Кажется, что вот этот наш внутренний мир - это только внутренний мир, а надо сбежать от внешнего. Это иллюзия, потому что оболочка тела, не отделяет то, что внутри, от того, что вовне, в той степени, чтобы можно было сказать: «От этого можно отказаться, а с этим куда-то уйти». Это всё равно одно целое. Хотя оно прерывается какими-то перегородками, и мы даже искусственно иногда их ставим, но, тем не менее, это так. И проблема современной саньясы состоит в том, чтобы научится иметь дело с самим собой, а вовсе не с внешним миром, вовсе не с дурацким соседом, который вам надоел, с глупыми законами общества, в котором приходится жить, с отсутствием денег, или наоборот с излишним их присутствием. Это всё совершенно другие проблемы». Продолжение в следующих рассылках.
|