Здесь и сейчас
Суббота, 20.04.2024, 16:14
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог файловРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Эзотерика [1]
Медитации [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Главная » Библиотека » Медитации

Ошо. Эго
[ ] 03.11.2008, 15:50
На пути медитации есть только две трудности: первая – это эго. Общество, семья, школа, церковь, все вокруг вас постоянно готовят вас к тому, чтобы стать эгоистом. Даже современная психология основана на усилении эго.

Основная идея современной психологии, современного образования в том, что до тех пор, пока у человека нет сильного эго, он не способен проложить себе дорогу в жизни, в которой так много соперничества, что если вы робкий человек, любой сможет оттолкнуть вас в сторону, и вы всегда будете позади. Для борьбы в мире соперничества необходимо очень крепкое, стальное эго – лишь в этом случае вы сумеете добиться успеха. На любом поприще – будь то бизнес, политика или любое другое занятие – вы как личность должны быть очень напористым, и все наше общество направлено на то, чтобы сделать ребенка напористым.

С самого начала мы внушаем ему: «Стань первым в классе», и если ребенку это удается, все начинают его хвалить. Что вы делаете? Вы с самого начала подпитываете его эго. Вы закладываете в него амбиции: «Ты можешь стать президентом, ты можешь стать премьер-министром». И вот с такими планами он отправляется в жизненный путь, и его эго по мере того, как он преуспевает, становится все больше и больше.

Во всех отношениях эго – это самая тяжелая болезнь, которая может случиться с человеком. Если вы преуспеваете, ваше эго увеличивается – и это опасно, поскольку в этом случае вам придется убирать с дороги огромный валун, преграждающий путь. Если же эго маленькое, если вы не добились успехов и оказались неудачником, тогда ваше эго превращается в рану. Оно причиняет вам боль, порождает комплекс неполноценности, и тогда оно также создает проблемы.

Вы постоянно боитесь чем-то заняться, даже медитацией, поскольку знаете, что вы – неудачник, что вы потерпите неудачу, - эта мысль укоренилась в вас. Повсюду вы терпели неудачу, а медитация – это такое серьезное дело… вы ни за что не сможете добиться в ней успеха.

Если вы входите в медитацию с этой мыслью – с мыслью о том, что неудача неизбежна, что такова ваша судьба, ваш рок, - тогда, конечно, успех не будет сопутствовать вам. Итак, если эго большое, оно мешает, а если эго маленькое, оно превращается в рану, которая тоже мешает вам. В любом случае само эго и есть проблема.

Каждый ребенок в чреве матери испытывает несравненное блаженство. Он, разумеется, этого не осознает, ничего об этом не знает. Он настолько един со своим блаженством, что для осознания не остается места. Блаженство – это его бытие, между познающим и познаваемым нет никакого разграничения. Поэтому ребенок и не осознает того, что он испытывает блаженство. Лишь утратив что-то, вы начинаете это осознавать.

Это именно так. Очень трудно познать что-либо, не утратив этого, потому что когда вы не утратили это, вы образуете с ним единое целое. Никакого промежутка нет: наблюдающий и наблюдаемое – едины, познаваемое и познающий – едины.
Любой ребенок пребывает в несказанно блаженном состоянии. Это подтвердят и психологи. Они считают, что весь религиозный поиск есть не что иное, как способ возвращения в чрево матери. Они используют это предположение для критики религии, но для меня это вовсе не предположение, это простая истина. Да, поиск религии есть поиск чрева матери. Поиск религии – это лишь попытка сделать все существование чревом.

Ребенок в чреве матери пребывает в абсолютной сонастроенности с ней. Это сонастроенность непрерывна. Ребенок не знает того, что он отделен от матери. Если мать здорова – здоров и ребенок; если мать больна – болен и ребенок. Если мать печальна – печален и ребенок, если мать счастлива – счастлив и ребенок. Если мать танцует – танцует и ребенок; если мать сидит молча – молчит и ребенок. У ребенка еще нет своих собственных границ. Он испытывает чистейшее блаженство, но оно будет утрачено.

Ребенок рождается, и его внезапно выбрасывают из центра. Внезапно его вырывают с корнями из почвы, из матери. Он утрачивает свою уютную обитель, он не знает, кто он такой. Когда он был един со своей матерью, знать об этом не было нужды. В этом не было нужды – он был всем, не надо было ничего знать, никакого разделения не существовало и никакого «я». Реальность была неделимой. Это была адвайта – чистая адвайта, чистая недвойственность.

Но как только ребенок появляется на свет, пуповина перерезается и он начинает дышать самостоятельно, его пронизывает желание узнать, кто он такой. Это вполне естественно. Отныне он начинает осознавать свои границы – свое тело, свои потребности. Иногда он счастлив, иногда – несчастлив; иногда он доволен, иногда – недоволен; иногда он голоден и плачет, а матери нигде нет; иногда он припадает к материнской груди и вновь наслаждается единством со своей матерью. Теперь у него бывают свои капризы, свое настроение, и постепенно он начинает чувствовать отделенность. Произошел развод; брак расторгнут.

Он был женат на своей матери, отныне он навсегда разделен с ней. Теперь он должен понять, кто же он такой. На протяжении всей своей жизни человек пытается понять, кто он такой. Это один из самых основных вопросов в жизни.

Сначала ребенок осознает «мое», затем «мне», затем «ты», затем – «я». Такова последовательность. Этот процесс протекает именно так, именно в этой последовательности.

Сначала ребенок осознает «мое». Понаблюдайте за этим, потому что и вы так устроены, такова структура вашего эго. Сначала ребенок осознает «мое»: эта игрушка «моя», эта мама «моя». Он начинает владеть. Первым появляется собственник; собственность лежит в самой основе. Поэтому все религии говорят: откажитесь от собственности, потому что с обладания начинается ад.
Понаблюдайте за маленькими детьми: какие они завистливые, какие собственники, каждый пытается стащить что-нибудь у другого, а свои игрушки никому не дает. Вы увидите невероятно агрессивных детей, совершенно равнодушных к желанию других. Если ребенок играет со своей игрушкой и к нему подходит другой, то в этот момент вы увидите Адольфа Гитлера, Чингисхана или Надир-шаха. Он вцепится в свои игрушки; он будет готов бороться, будет готов драться. Это территориальный вопрос, вопрос господства.
Сначала появляется желание владеть; этот яд – основной. Ребенок начинает говорить: «Это мое».
Как только появилось «мое», вы становитесь соперником каждого. Как только появилось «мое», ваша жизнь наполняется соперничеством, борьбой, конфликтами, насилием, жестокостью, агрессией.
Следующий шаг после «мое» – «мне». Когда вы объявили что-то своим, как результат этого возникает мысль, что вы стали центром своей собственности. Собственность становится вашей территорией, благодаря ей рождается новая мысль: «мне».
Как только «мне» обосновалось в вас, вы начинаете ясно видеть, что у вас есть граница, а все, кто находится по другую сторону границы – это «ты». Другой становится отчетливым, и все теперь начинает распадаться на части.
Вселенная едина, она – единое целое. Нет ничего отдельного. Все связано со всем; все находится в потрясающей взаимосвязи.
Вы связаны с землей, вы связаны с деревьями, со звездами; звезды связаны с вами, звезды связаны с деревьями, реками, горами. Все взаимосвязано. Ничто не отдельно; ничто не может быть отделено. Отделенность невозможна.
Вы постоянно дышите – вдыхаете, выдыхаете – мост с бытием есть всегда. Вы едите – бытие входит в вас; вы испражняетесь – оно превращается в удобрение: яблоко на дереве станет завтра частью вашего тела, а часть вашего тела выйдет наружу и станет удобрением, пищей для дерева… постоянный взаимообмен. Он не прекращается ни на мгновение. Когда он прекращается, вы мертвы.
Что такое смерть? Смерть – это отделенность. Пребывать вместе с единым целым – значит быть живым, оказаться вне единого – значит умереть. Поэтому чем чаще вы думаете: «Я отделен», тем менее чувствительным вы становитесь, более мертвым, медлительным, отупевшим. Чем больше вы чувствуете, что вы связаны, тем в большей степени все это существование становится вашей частью и тем больше вы становитесь частью целого. Как только вы начинаете понимать, что мы – часть друг друга, все видение мира внезапно меняется. Тогда эти деревья уже не чужие, они постоянно готовят для вас пищу. Вдыхая, вы вбираете в себя кислород, выдыхая, выводите наружу углекислый газ; деревья вдыхают углекислый газ, а выдыхают кислород – существует непрерывное общение. Мы сонастроены. Реальность – это единое целое, но придерживаясь мысли о том, что есть «я» и «ты», мы выпадаем из реальности. И как только в нас укореняется неправильное представление, все наше видение мира переворачивается вверх ногами…
«Мне», затем «ты», а затем, как отражение этого, возникает «я». «Я» – это самая тонкая, самая кристализованная форма обладания. Как только вы произнесли «я», вы совершили святотатство. Как только вы сказали «я», вы отлучили себя от бытия, впрочем, не на самом деле, ведь иначе вы бы умерли; но в своих мыслях вы полностью оторваны от реальности. Теперь вы будете постоянно с ней бороться. Вы будете сражаться со своими собственными корнями. Вы будете воевать с собой.
Вот почему Будда говорит: «Плыви по течению». Вы будете плыть по течению лишь в том случае, если отбросите мысль о своем «я», в противном случае вы не сможете плыть по течению, борьба будет продолжаться. Вот почему вам трудно начать медитировать. Если я попрошу вас просто сидеть молча, вы не сможете сделать такую простую вещь. Вы подумаете, что это очень просто, этому не нужно учить, нужно просто сидеть и быть. Но просто сидеть вы не сможете, потому что ваше «я» не позволит вам расслабиться ни на мгновение. Ведь если бы вам удалось расслабиться хотя бы на мгновение, вы смогли бы увидеть реальность. Когда реальность известна, «я» придется отбросить. Оно не сможет больше существовать. Вот почему «я» не дает вам ни минуты покоя. Даже если вы отправились в горы или на курорт, «я» и там не даст вам ни дня отдыха. Вы слушаете радио, смотрите телевизор, вспоминаете свои проблемы и все время остаетесь занятыми. Вы приехали сюда, чтобы отдохнуть, но продолжаете жить точно так же, как жили раньше. Вы не расслабляетесь.
«Я» не может расслабиться. Оно существует благодаря напряжению. Оно создает новое напряжение, создает новые заботы; оно постоянно изобретает новые проблемы, оно не позволяет вам никакого отдыха. Минутный отдых – и все здание «я» начинает рушиться, ведь реальность так прекрасно, а «я» так уродливо.
Человек продолжает вести ненужную борьбу. Вы сражаетесь за то, что и так случится само собой. Вы боретесь без нужды. Вы страстно желаете того, что и так будет вашим, если вы перестанете желать. Желая, вы утрачиваете.
Вот почему Будда говорит: «Плыви вместе с потоком. Пусть он принесет тебя в океан».
«Мое», «мне», «ты», «я» – ловушки. Эти ловушки вызывают страдание, неврозы, сумасшествие.
Сложность заключается в том, что ребенок должен пройти через  все, должен потому, что он не знает, кто он такой, и ему нужно какое-то отождествление – пусть даже фальшивое, но и это лучше, чем никакого отождествления. Ему нужно с чем-либо отождествляться. Он хочет знать – кто он, и потому создается фальшивый центр. «Я» не может быть вашим подлинным центром. Это фальшивый, утилитарный, вспомогательный центр, созданный вами. С подлинным центром он не имеет ничего общего.
Ваш подлинный центр – это центр всего. Ваша подлинная суть – это суть всего. В центре все существование едино, так же как едины все лучи в солнце, источнике света. Чем дальше удаляются они от источника, тем дальше удаляются друг от друга.
Ваш подлинный центр – это не только ваш центр, это центр всего. Но мы создали свои собственные крохотные центры, творения наших собственных рук. Это нужно, потому что ребенок рождается без всяких границ, без всяких мыслей о том, кто он. Это нужно для жизни: как он иначе может выжить? Ему нужно дать имя; ему нужно дать представление о том, кто он. Это представление, разумеется, приходит извне: кто-то говорит, что вы красивы; кто-то – что вы умны; кто-то – что вы энергичны. Вы накапливаете мнения людей о себе.
Из всего того, что говорят о вас, вы составляете определенный образ. Вы не заглядываете внутрь себя, не видите свою самобытность. Этот образ обязательно будет фальшивым, ибо никто из людей не может знать, кто вы такой, и никто не может вам об этом сказать. Ваша внутренняя реальность не доступна ни для кого, кроме вас. В вашу сокровенную реальность не может проникнуть никто, кроме вас. Только вы можете там оказаться.
В тот день, когда вы поймете, что ваше отождествление фальшиво, что вы собрали мнения отдельных людей, просто подумайте об этом; просто сядьте и молча поразмышляйте о том, кто вы такой. Множество мыслей придет вам на ум. Продолжайте наблюдать, откуда они приходят, и вы сумеете обнаружить их источник. Многое пришло от вашей матери – от восьмидесяти до девяноста процентов. Что-то приходит от отца, что-то от школьных учителей, что-то от ваших друзей, что-то от общества. Просто наблюдайте – и вы сможете определить, откуда что приходит. От вас не приходит ничего, даже одного процента. Что же это за личность, в которую вы совершенно ничего не вложили? А ведь на самом деле вы – единственный человек, который мог бы вложить все сто процентов.
В тот день, когда вы это поймете, религия станет важной. В тот день, когда вы это осознаете, вы начнете искать какую-то технику, какой-то метод, чтобы войти в ваше бытие. Как в точности, реально, экзистенциально узнать, кто вы такой? Не накапливать больше образов со стороны, не просить других отобразить вашу реальность, а прямо, непосредственно, встретиться с ней лицом к лицу, проникнуть в свою сокровенную природу, ощутить ее там. Зачем спрашивать об этом других? Да и кого вы будете спрашивать? Они так же не знают о себе, как и вы о себе. Им неизвестно, кто они такие, как же они могут знать, кто вы?
Просто смотрите, как все это действует, как все происходит, как все случается: одна фальшь ведет к другой. Вас здорово обманули, одурачили. Вас надули, и те, кто вас обманул, возможно, совершили это без злого умысла. Вероятно, их обманули другие. Ваши отец, мать, учителя, были одурачены другими – их отцами, матерями, учителями – и, в свою очередь, обманули вас. Собираетесь ли вы делать то же самое и со своими детьми?
В лучшем мире, где люди будут более разумными и сознательными, ребенка будут учить тому, что идея личности ложна. «Она необходима, мы даем ее тебе, но только на время, до тех пор, пока ты сам не откроешь, кто ты такой».
Это не ваша реальность. И чем скорее вы ее отбросите, тем лучше, потому что с этого момента вы действительно родитесь и станете подлинным, истинным. Вы станете индивидуальностью.
Мысли, которые мы заимствуем у других, дают нам личность, а знание, к которому мы приходим изнутри, дает нам индивидуальность. Личность фальшива, индивидуальность подлинна. Личность заимствована, реальная индивидуальность подлинна и не может быть заимствована. Никто не может вам сказать, кто вы.
Есть, по крайней мере, одна вещь, которую не сможет сделать за вас никто другой, а именно: дать вам ответ на вопрос, кто вы. Нет, вы должны идти, проникнуть глубоко в свое бытие. Нужно пройти слои и слои отождествлений, фальшивых отождествлений, их надо разрушить. Когда человек углубляется в себя, его одолевает страх, потому что возникает хаос. Раньше вы справлялись с вашей фальшивой личностью. Вы привыкли к ней. Вы знаете, что у вас есть определенное имя, у вас есть определенные удостоверения, свидетельства, звания, дипломы, престиж, деньги, наследство. У вас есть какие-то пути, чтобы определить себя. У вас есть толкование, и каким бы неудачным оно ни было, оно работает. Идти внутрь означает отбросить эти работающие определения, и неизбежно наступит хаос.
Прежде чем вы достигнете своего центра, вам придется пройти через очень хаотичное состояние. Вот откуда берется страх. Никто не хочет идти внутрь. Люди продолжают учить: «Познай самое себя», – мы слушаем эти слова, но никогда не слышим. Нас это не волнует. Наш ум твердо убежден в том, что хаос может выйти из-под контроля и мы потеряемся в нем, будем им поглощены. Из-за страха перед хаосом мы цепляемся за все внешнее. Но это означает – впустую растрачивать жизнь.

Категория: Медитации | Добавил: suntaurus
Просмотров: 882 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Главный сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
aka-demos © 2024