Здесь и сейчас
Пятница, 03.05.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог файловРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Эзотерика [1]
Медитации [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Главная » Библиотека » Медитации

Ошо. Болтающий ум
[ ] 03.11.2008, 15:48
Второе препятствие на пути медитации – это непрерывно болтающий ум. Вы не можете просидеть молча даже минуту, ум продолжает болтать: мысли – кстати и некстати, важные и неважные – не прекращаются. Это как непрерывное уличное движение, где всегда час пик.
Вы видите цветок и называете его, видите переходящего улицу человека и говорите об этом. Любую существующую вещь ум превращает в слово, он преобразует все. Слова создают барьер, становятся тюрьмой. Постоянное стремление к превращению вещей в слова, к превращению бытия в слова является преградой, препятствием для медитативного ума.

Поэтому первое требование для медитативного роста – в том, чтобы быть способным осознать свою постоянную вербализацию и уметь ее останавливать. Просто видьте вещи; не называйте их. Осознавайте их присутствие, но не заменяйте их словами.
Пусть вещи существуют без определений, пусть люди существуют без определений, пусть ситуации существуют без определений. Это не невозможно, это естественно и возможно. То, что происходит сейчас – искусственно. Эта ситуация создана, но мы настолько привыкли к ней, она стала такой обычной, что мы даже не осознаем превращения, преобразования опыта в слова.
Восходит солнце. Вы не осознаете промежутка между тем, что видите его, и тем, что говорите о нем. Вы видите солнце, чувствуете его – и немедленно говорите о нем. Промежуток между видением и словами утрачен; он вами не ощущается. В этом интервале нужно начать осознавать. Необходимо осознать то, что восход солнца – это вовсе не слово. Это факт, присутствие, ситуация. Ум автоматически меняет опыт на слова. Слова накапливаются, а затем становятся между бытием и сознанием.

Медитация означает жить без слов, жить вне языка. Иначе нагроможденные воспоминания, накопленная языковая память становятся препятствием к медитативному росту. Медитация значит жить без слов, жить в ситуации, не проговаривая ее. Иногда такое случается спонтанно. Это бывает, когда вы кого-нибудь любите. Если вы любите по-настоящему, вы ощущаете присутствие, а не язык. Интимные отношения влюбленных всегда молчаливы. И дело не в том, что говорить не о чем, наоборот, выразить нужно невероятно много. Но слов нет, их и не может быть. Они приходят тогда, когда любовь ушла.

Если двое влюбленных не умолкают, если они все время разговаривают, это признак того, что любовь умерла. Они заполняют этот пробел словами. Когда любовь жива, слов нет, потому что само существование любви настолько огромно, настолько всепроникающе, что любовь преодолевает преграду слов. Обычно эта преграда преодолевается только в любви.

Медитация – кульминация любви: не любви к какому-то человеку, а любви ко всему существованию. Для меня медитация – это живая связь со всем существованием, которое окружает вас. Если вы можете любить любую ситуацию, значит, вы в медитации…

Общество дает вам язык, оно не может существовать без языка, оно нуждается в языке. Но бытие в нем не нуждается. Я не говорю, что вы должны существовать без языка. Вам приходится пользоваться им, однако механизм использования языка должен быть таким, чтобы вы могли включать и выключать его. Когда вы существуете в социуме, механизм языка необходим, без него вы не сможете существовать в обществе. Но когда вы остаетесь наедине с существованием, этот механизм нужно отключать, вы должны уметь его отключать. Если вы не можете его отключать, значит, механизм сошел с ума. Если вы не можете его отключать, если он безостановочно продолжает работать и вы не в силах его отключить, значит, механизм завладел вами. Вы стали его рабом. Ум должен быть инструментом, а не хозяином. Но он стал хозяином.
Если ум – хозяин, это немедитативное состояние. Если хозяин – вы, ваше сознание, то это состояние медитации. Так что медитировать – значит подчинить себе механизм, стать хозяином механизма.

Ум и язык ума – это еще не высшее. Вы за пределами его, и существование находится за пределами этого. Сознание и существование за пределами языка. Когда сознание и существование едины, между ними возникает общность. Это состояние называется медитацией. Единство сознания и существования и есть медитация.

Язык надо отбросить. Я не имею в виду, что вы должны отодвинуть его в сторону, подавить или уничтожить. Я имею в виду лишь то, что некое явление, необходимое для общества, превратилось  вас в постоянную двадцатичетырехчасовую привычку, а оно не должно быть таковым.
Когда вы гуляете, вам нужно двигать ногами, но они не должны двигаться, когда вы сидите. Если ваши ноги продолжают двигаться, когда вы сидите, значит, вы – сумасшедший, значит, ваши ноги обезумели. Вы должны уметь отключать их. Точно так же, когда вы ни с кем не разговариваете, языка быть не должно. Это инструмент для разговора, механизм общения; когда вы общаетесь с кем-либо, следует пользоваться языком, когда же вы ни с кем не общаетесь, его быть не должно.

Если вы можете это делать, а это возможно, если вы поняли, – тогда вы сможете расти в медитации. Я говорю «сможете расти», потому что любой жизненный процесс – это вовсе не мертвое добавление, но всегда процесс роста. Так что медитация – это процесс роста, а не техника. Техника мертва, ее можно приплюсовать к вам, но процесс – всегда живой. Он растет, он расширяется.

Язык необходим, он нужен, но вы не должны все время быть в нем. Должны быть мгновения, когда вы экзистенциальны и язык отсутствует. Когда вы просто существуете, это не значит, что вы стали растением, ведь у вас есть сознание, и оно без языка более острое, более живое, потому что язык притупляет сознание. Язык обречен на повторение, но существование никогда не повторяется. Вот почему язык порождает скуку. Чем важнее для вас язык, чем более ваш ум ориентирован на него, тем скучнее вам будет. Язык – это повторение, а существование никогда не повторяется.
Когда вы видите розу, это не повторение. Это новая роза, совершенно новая. Раньше ее не было, и больше никогда не будет. Она существует в первый и последний раз.

Но когда мы говорим «роза» - это повторение: слово «роза» всегда было и всегда будет. Одним словом вы убили всю новизну.
Существование всегда юно, а язык всегда стар. При помощи языка, вы убегаете от существования, используя язык, вы убегаете от жизни, потому что язык мертв. Чем глубже вы погружаетесь в язык, тем больше он вас умерщвляет. Пандиты мертвы полностью, потому что они – это язык, слова и ничего больше. Сартр написал свою автобиографию. Он назвал ее «Слова».

Медитировать – значит жить, жить полной жизнью, а жить полной жизнью можно лишь тогда, когда вы молчаливы. Когда я говорю «быть в молчании», это не означает, что вы должны быть в бессознательном состоянии. Вы можете молчать и не осознавать, но ваше молчание не будет полным жизни, вы опять упустили смысл.

Так что же делать? Это важный вопрос. Наблюдайте, не пытайтесь останавливаться. Не предпринимайте против ума никаких действий. Прежде всего, кто это будет делать? – ум, сражающийся против самого себя. Вы разделите свой ум надвое: одна его часть попытается управлять, захватить власть, уничтожить вторую свою часть, что абсурдно, это глупая игра! Она может свести вас с ума. Не пытайтесь останавливать ум или мышление – просто наблюдайте за ним, не сдерживайте его. Дайте ему полную свободу. Пусть он бежит как хочет. Не пытайтесь контролировать его. Просто будьте свидетелем. Это чудесно!

Ум – один из чудеснейших механизмов. Наука до сих пор не смогла создать ничего подобного уму. Ум остается шедевром – сложным, невероятно могущественным, с обилием возможностей. Наблюдайте за ним! Наслаждайтесь им!

Только не наблюдайте за ним как за врагом, потому что если вы увидите в уме врага, вы не сможете за ним наблюдать. Вы предвзяты, вы уже против. Вы решили, что с умом что-то не так, заранее сделали свой вывод. А всякий раз, когда вы смотрите на кого-то как на врага, вы никогда не смотрите вглубь. Вы избегаете смотреть в глаза, вы отводите взгляд.

Наблюдать за умом – значит смотреть на него с глубокой любовью, с глубоким уважением, почтением, ведь это божий дар вам! В уме как таковом нет ничего плохого. В мышлении как таковом нет ничего плохого. Это прекрасный процесс, как и многие другие процессы. Плывущие по небу облака прекрасны – но почему нельзя сказать так о мыслях, движущихся по внутреннему небу? Распускающиеся на деревьях цветы прекрасны – чем же хуже мысли, расцветающие в вашем существе? Бегущая к океану река прекрасна – чем же хуже поток мыслей, бегущих куда-то? Разве он не прекрасен?

Смотрите с глубоким благоговением. Не будьте бойцом, будьте влюбленным. Наблюдайте тончайшие нюансы ума, внезапные повороты, изящные повороты, неожиданные прыжки и изгибы, игры, в которые играет ум, мечты, которые он ткет, - воображение, память, тысячу и одну проекцию, создаваемые им. Наблюдайте! Стоя в стороне, в отдалении, не вовлекаясь, вы постепенно начнете ощущать…

По мере того, как обостряется ваша наблюдательность и углубляется ваше осознавание, начинают возникать промежутки, интервалы. Одна мысль уходит, другая еще не пришла – возникает промежуток. Одно облако проплыло, другое приближается – и есть пробел.

В этих промежутках вы впервые обнаружите проблески неума, почувствуете его вкус. Вы можете назвать это вкусом дзен, дао или йоги. В этих промежутках небо внезапно проясняется, и начинает светить солнце. И вдруг все преграды рушатся – и мир становится исполненным тайны. Пелены на ваших глазах больше нет. Вы видите ясно, вы видите с проникновением, все бытие становится прозрачным.
Сначала это будут лишь очень редкие моменты, их будет немного, и они будут отделены друг от друга. Однако они мельком дадут вам понять, что такое самадхи. Крохотные озера молчания – они появятся и исчезнут. Но теперь вы знаете, что вы на правильном пути, – и снова принимаетесь наблюдать.

Когда мысль проходит, вы наблюдаете ее; когда есть промежуток между мыслями, вы наблюдаете это. Облака прекрасны, солнечный свет тоже прекрасен. Теперь вы перестали выбирать. Теперь у вас нет неизменного ума – вы не говорите «Я хотел бы, чтобы были одни промежутки». Это глупо, потому что как только вы ухватились за желание иметь только промежутки, вы приняли решение против мышления. И тогда промежутки исчезнут. Они бывают только тогда, когда вы очень далеко, на большом отдалении. Они случаются, их невозможно привнести. Они приходят, вы не можете заставить их случиться. Это спонтанные события.

Продолжайте наблюдать. Пусть мысли приходят и уходят, идут куда хотят, в этом нет ничего плохого!
Не пытайтесь ими манипулировать, не пытайтесь управлять, пусть мысли двигаются в совершенной свободе. И тогда начнут появляться еще большие интервалы. К вам придут кратковременные сатори, мини-сатори. Иногда пройдут минуты, и ни одной мысли не будет. Движения не будет – полное, ничем не встревоженное молчание.

Когда возникнут более обширные промежутки, у вас будет не только ясность, чтобы смотреть в мир, но и появится новая ясность, которая поможет вам видеть внутренний мир. С первыми промежутками вы начнете смотреть в мир: деревья станут более зелеными, чем сейчас. Вас окружит звучание бесконечной музыки – музыки сфер. Внезапно вы окажетесь в присутствии Бога – в невыразимом, таинственном, прикасающемся к вам присутствии, за которое, однако, нельзя физически ухватиться, которое будет в пределах вашей досягаемости и все-таки вне ее. Когда промежутки будут больше, то же самое случится и внутри вас. Бог окажется не только снаружи, но и – к вашему внезапному изумлению – внутри. Он не только в видимом, он также и в видящем – внутри и снаружи. Но не привязывайтесь к этому.

Привязанность – это пища, чтобы ум продолжал свою работу. Непривязанное свидетельствование – способ остановить ум, не совершая для его остановки никаких усилий. Когда вы начнете наслаждаться этими блаженными моментами, у вас появится способность возвращать их на более длительные периоды.

В конце концов, однажды, вы станете хозяином. Тогда, если вы хотите думать, вы думаете; если мышление необходимо, вы пользуетесь им; если мышление не нужно, вы оставляете его в покое. Дело не в том, что ума больше нет – ум есть, однако вы можете либо пользоваться им, либо не пользоваться. Теперь решение за вами. Так же, как с ногами: если вам надо бежать, вы используете их, если не надо – вы просто отдыхаете, ноги просто есть. Так же и ум всегда есть.

Неум не против ума, неум – вне ума. Неум не приходит тогда, когда вы убиваете и разрушаете ум, неум приходит тогда, когда вы поняли ум настолько полно, что мышление уже не нужно. Ваше понимание заменило его.

Категория: Медитации | Добавил: suntaurus
Просмотров: 1173 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Главный сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
aka-demos © 2024