Медитационные техники могут быть неверны. Например, любая медитация, которая ведет вас глубоко в концентрацию, неверна.
Вы будете становиться все более и более замкнутым, а не открытым. Если вы будете сужать свое сознание, на чем-то концентрировать его, если вы будете исключать все существование и станете однонаправленным, это будет создавать в вас все большее и большее напряжение. Отсюда и слово «внимание», которое означает «в напряжении». Концентрация, сам звук этого слова, вызывает в вас чувство напряженности.
У концентрации есть свои положительные стороны, но это не медитация. В научной работе, при научных исследованиях, в лаборатории, вам нужна концентрация. Вы должны сосредоточиться на одной проблеме и исключить все остальное – настолько сильно, чтобы буквально забыть весь мир. Ваш мир – это только та проблема, на которой вы сосредоточились. Вот почему ученые становятся рассеянными. Слишком сосредоточенные люди становятся рассеянными, потому что они не знают, как оставаться открытыми для всего мира…
Такое часто случается с учеными. Они слишком целенаправленны, и от этого их ум сужается. У узкого ума есть, разумеется, свои преимущества: он становится более проницательным, он подобен острой игле, он бьет точно в цель, но оставляет без внимания огромную окружающую его жизнь. Будда – это не человек концентрации, это человек осознания. Он не старается сузить свое сознание, наоборот, он опрокидывает все барьеры, чтобы полностью открыться существованию. Понаблюдайте… в существовании все происходит одновременно. Я говорю здесь, и одновременно слышен шум уличного движения. Поезд, птицы, ветер в деревьях – в этот момент все существование сливается. Вы слушаете меня, я говорю вам, а в это время происходит миллион различных событий – необычайное богатство.
Концентрация делает вас целенаправленными, но очень высокой ценой: отбрасывается девяносто девять процентов жизни. Если вы решаете какую-то математическую задачу, вы не станете слушать, как поют птицы, – они будут отвлекать вас. Дети, играющие поблизости, лай собак на улице – все будет отвлекать вас. Ради концентрации люди пытаются бежать от жизни, уходят в Гималаи, скрываются в пещерах, остаются в одиночестве, чтобы сосредоточиться на Боге. Но Бог – это не объект. Бог – это цельность существования, это мгновение, Бог – это всеобщее. Вот почему наука не сможет понять Бога. Метод науки – концентрация, из-за этого метода наука никогда не сможет познать Бога.
Так что же делать? Повторение мантр, занятие трансцендентальной медитацией не поможет. Благодаря объективному подходу, благодаря научному уму трансцендентальная медитация приобрела огромное значение в Америке – это единственная медитация, над которой можно работать научно. Но она есть концентрация, а не медитация, поэтому она понятна научному уму. В университетах, в научных лабораториях, в психологических исследованиях в области трансцендентальной медитации проводится большая работа, и все потому, что это не медитация. Это концентрация, метод концентрации. Трансцендентальная медитация относится к той же категории, что и научная концентрация, между ними есть прямая связь. Но с медитацией она не имеет ничего общего.
Медитация так огромна, настолько безбрежна, что никакое научное исследование ее невозможно. Только если к человеку придет сострадание, можно судить о том, достиг он медитации или нет. Альфа-волны большой пользы не принесут, потому что они принадлежат уму, а медитация уму не принадлежит, она находится за пределами ума.
Позвольте мне сказать вам несколько основополагающих вещей. Первое: медитация – это не концентрация, а расслабление – человек внутренне расслабляется. Чем больше вы расслабляетесь, тем больше ощущаете себя открытым, чувствительным, не таким жестким. Вы становитесь более гибким, и внезапно в вас начинает проникать существование. Вы уже не камень, вы начинаете открываться.
Расслабиться – значит позволить себе впасть в такое состояние, в котором вы ничего не делаете, потому что если вы будете что-либо делать, напряжение будет продолжаться. Это состояние неделания, вы просто расслабляетесь и наслаждаетесь чувством расслабления. Внутренне расслабьтесь, закройте глаза и слушайте все то, что происходит вокруг вас. Не нужно ни в чем видеть помеху. В тот момент, когда вы воспринимаете что-либо как помеху, вы отрицаете Бога.
В это мгновение Бог пришел к вам как птица – не отрицайте его. Он постучался в вашу дверь в облике птицы. В другой раз он пришел как лающая собака, плачущий ребенок или смеющийся сумасшедший. Не отрицайте, не отвергайте – принимайте, ибо если вы отрицаете, вы напрягаетесь. Любое отрицание порождает напряжение – принимайте. Если вы хотите расслабиться, путь – это приятие. Принимайте все, что происходит вокруг, пусть все станет органическим целым. Все так и есть, знаете вы об этом или нет; все взаимосвязано. Птицы, деревья, небо, солнце, земля, вы, я – все связано друг с другом, это органическое единство.
Если исчезнет солнце – исчезнут деревья, если исчезнут деревья – исчезнут птицы, если исчезнут птицы и деревья, то вы не сможете быть здесь, исчезнете и вы. Это и есть экология. Все тесно взаимосвязано друг с другом. Ничего не отрицайте, поскольку когда вы отрицаете, вы отрицаете что-то в самих себе. Если вы отрицаете этих щебечущих птиц, тогда что-то отрицается и в вас.
Если вы расслабляетесь, вы принимаете, приятие существования – это единственный способ расслабиться. Если мелочи раздражают вас, тогда все дело в вашем отношении. Сидите молча; слушайте все, что происходит вокруг вас, и расслабляйтесь.
Принимайте, расслабляйтесь – и вдруг вы почувствуете, как внутри вас поднимается огромная энергия. Когда я говорю: «Наблюдайте», - не пытайтесь наблюдать, иначе вы вновь окажетесь напряженным и начнете концентрироваться. Просто расслабьтесь, оставайтесь расслабленным, ненапряженным и смотрите… а что еще можно делать? Вы здесь, ничего не нужно делать, все принимается, ничего не нужно отрицать, отвергать, нет ни борьбы, ни конфликта. Вы просто наблюдаете. Запомните: просто наблюдаете.