Самоанализ – это размышление о самом себе. Самовспоминание – вовсе не размышление: это осознавание себя. Различие тонкое, но огромное.
Западная психология настаивает на самоанализе, восточная – на самовоспоминании. Что вы делаете, когда занимаетесь самоанализом? Например, вы разгневаны: вы начинаете размышлять о гневе, о том, что его вызвало. Анализируете, почему это случилось. Судите, хорошо это или плохо. Вы начинаете объяснять, что злились, потому что такова была ситуация. Вы размышляете о гневе, анализируете его, однако фокус вашего внимания направлен на гнев, а не на вас самих. Все ваше сознание сфокусировано на гневе: вы наблюдаете, анализируете, находите ассоциации, размышляете о нем, пытаетесь понять, как его избежать, как от него избавиться, как снова не гневаться. Это процесс мышления. Вы назовете его «плохим», потому что он действует разрушительно. Вы дадите обет: «Я никогда не повторю эту ошибку вновь». Вы попытаетесь удержать себя от гнева посредством воли. Вот почему западная психология стала аналитической: анализ, рассечение.
Восточная психология говорит: «Осознавайте. Не пытайтесь анализировать гнев, это не нужно. Просто смотрите на него, но смотрите, осознавая. Не надо думать». Действительно, стоит только начать думать, и мышление станет барьером, мешающим смотреть на гнев. Тогда мышление охватит его. Мышление, подобно облаку, окутает гнев, ясность будет утрачена. Не думайте вовсе. Будьте в состоянии без мыслей и смотрите.
Когда между вами и гневом не будет и малейшей ряби мысли, тогда вы посмотрите гневу прямо в лицо, тогда вы встретите его. Вы не препарируете его. Вы не озабочены тем, чтобы добраться до его источника, потому что источник в прошлом. Вы не выносите о нем никакого суждения, потому что в то мгновение, когда вы судите его, начинается мышление. Вы не даете себе обета: «Я не буду больше этого делать», – потому что обет уводит вас в будущее. Осознавание же оставляет вас с ощущением гнева, оставляет здесь и сейчас. Вы не собираетесь бороться с гневом, вы не собираетесь размышлять о нем – вы заинтересованы только в том, чтобы смотреть на него непосредственно, лицом к лицу, прямо. Это и есть самовспоминание.
Красота самовспоминания заключается в том, что когда вы смотрите на гнев, он исчезает. И он только исчезает, само его исчезновение под вашим пристальным взглядом дает вам ключ: не нужно использовать волю, не нужно принимать какое-либо решение на будущее, не нужно отыскивать первоначальный источник, откуда пришел гнев. Все это не нужно. Теперь у вас есть ключ: вы смотрите на гнев – и гнев исчезает. И этот ключ всегда с вами. Как только возникает гнев, вы начинаете смотреть; и тогда этот взгляд становится глубже.
Можно глядеть трояко. Во-первых, гнев уже случился и ушел, вы как бы смотрите на его исчезающий хвост, как будто слон ушел и виден только его хвост. В момент гнева вы были настолько вовлечены в него, что не могли по-настоящему его осознать. Но вот гнев почти исчез, ушло девяносто девять процентов, лишь один процент, последняя кроха гнева покидает вас, исчезает далеко на горизонте, - и тогда вы начинаете осознавать. Это первая стадия осознавания – хорошая, но недостаточная. Вторая стадия – это когда перед вами весь слон, а не только его хвост, когда ситуация созрела. Вы действительно разгневались, вы дошли до крайности, кипите, горите – и сразу же начинаете осознавать. И наконец, третья стадия: гнев еще не наступил, он еще подходит – перед вами не хвост, а голова. Он только-только входит в область вашего сознания, и вы тотчас начинаете осознавать; в этом случае слон никогда не появится. Вы убили зверя еще до его рождения. Это контроль над рождаемостью. Ничего не произошло, и следов гнева нет.